Страницы: [1] 2 ... 6 Все
|
|
|
|
Автор
|
Тема: Система образования в РФ (Прочитано 21963 раз(а))
|
|
Duke
Модератор форума
|
|
Система образования в РФ
« Время отправления: Воскресенье22 September 2005г, 17:15:38 »
|
|
Образование – уникальная сфера человеческой деятельности, в которой информация и знание есть предмет, средство и результат педагогического труда. Уже этим фактом оно приобретает статус высочайшего уровня и требует к себе максимального внимания. Отсюда становится вполне очевидным тезис о том, что система образования есть фундамент развития государства и общества и способ их гармоничного развития.
Однако до настоящего времени главенствовала концепция, согласно которой основной ролью образования являлась "передача знаний будущим поколениям", подготовка знающих своё дело профессионалов. Иными словами, до сих пор используется концепция формирования у студента необходимых знаний, умений и навыков (ЗУН). Это пассивное копирование, перенос ранее накопленных знаний без учёта современных реалий.
Вместе с тем, в настоящее время наблюдается эффект информационного бума, когда каждые 8-10 лет происходит удвоение существующей информации. Сегодня немаловажным вопросом является востребованность знаний и их моральное устаревание. Система образования обладает огромной инерционностью, и формирование учебных планов на полтора, два или четыре года вперёд приводит к тому, что ученик обладает знаниями устаревших методик, технологий и т.д. Через 5-7 лет выпускнику требуется переподготовка, что приводит к дополнительным затратам со стороны общества (поскольку далеко не каждый способен самостоятельно улучшить свою конкурентоспособность на рынке труда самостоятельно).
Сейчас в СМИ можно прочитать прогнозы развития отраслей социально-культурной сферы до 2006 года, которые "предусматривает реализацию в краткосрочный период комплекса мер, обеспечивающих устойчивое развитие образования как основы укрепления и развития общества в целом". Но в чём видят устойчивость развития законодатели? Где обозначена сама стратегия устойчивого развития?
Какими вы видите варианты развития системы образования в РФ в целом, и какие из них вам кажутся наиболее адекватными сложившимся реалиям и, возможно, перспективными? Плюс прошу дать оценку текущих тенденцияй в образовании, реформированию и пр.
|
Авторизован |
|
|
|
Ласка
Модератор форума
|
|
Re:Система образования в РФ
« Ответ #1 Время отправления: Воскресенье22 September 2005г, 20:06:25 »
|
|
Прокомментирую: Хочется согласиться с первым абзацем в целом и с каждым словом в отдельности... Поехали дальше: Что касается "педачи знаний будущим поколениям", наверное так и должно быть. Потому как человек все же развивается сам, согласно своим интересам...Это более эффективно, нежели когда это навязано в качестве "обязательной программы". Дается просто основа, закладывается фундамент, а дальше каждый сам делает выбор в пользу того или иного. Ведь всем актуальным знаниям все равно не научишь. Какие реалии по-твоему должны учитываться? Если становиться специалистом, способным обучать других, важно, насколько это только возможно сузить область, чтобы ответить на каждый вопрос. Проще учиться у нескольких специалистов, обладающих глубинными знаниями, а не у одного, с поверхностными... Что касается конкурентоспособности, и возможности ее улучшить, то здесь, я думаю, индивидуально...Если не может человек, значит нет желания, целей или стремления. Нет слова "не могу", есть "не хочу" или "не надо мне это". В конце концов у нас есть библиотеки, их еще никто не отменял. Что касается оценок...Не считаю себя достаточно подготовленной в этой области, чтобы оценивать и строить прогнозы. все вышеизложенное, это скорее мое суждение, на основании субъективной оценки окружающей действительности...
|
Авторизован |
|
|
|
Duke
Модератор форума
|
|
Re:Система образования в РФ
« Ответ #2 Время отправления: Воскресенье22 September 2005г, 20:34:47 »
|
|
Прокомментирую: Что касается "педачи знаний будущим поколениям", наверное так и должно быть. Потому как человек все же развивается сам, согласно своим интересам...Это более эффективно, нежели когда это навязано в качестве "обязательной программы".
|
| Нет, что знания нужны и их нужно передавать -- так не стоит вопрос, тут проблема как раз в том, что мир так быстро развивается, что учебники, по которым учатся в школах, для примера, актуальны. Те же циферки в математике была тысячу лет назад, и будут через тысячу, наверное, но идеи, концепции меняются, развиваются порой до просто парадоксальных величин, а в школах дают то же, что давали их отцам и отцам их отцов и тд.. Да, некие изменения идут, но это скорее как запоздалый отклик, своего рода гестерезис, или просто дань моде.
Дается просто основа, закладывается фундамент, а дальше каждый сам делает выбор в пользу того или иного. Ведь всем актуальным знаниям все равно не научишь.
|
| Ну если так рассуждать, то вообще можно мою тему на том и закрыть! Как не научишь? Это, как понятия в философии, да, достигнуть идеальной, а значит и заведомо абстрактной цели нельзя, но нужно ставить её и пытаться достигать, тогда и будет прогресс! А выбор -- да, оно и понятно, выбор всегда за каждым конкретным человеком, да он будет учиться, если захочет, чему-то, но как? Я тему как раз и поднял, в частности, для того, чтобы прочитавший мог просто подумать и, возможно, сделать какие-то выводы.
Какие реалии по-твоему должны учитываться?
|
| Стремительный рост информации. Возьми хотя бы те же информационные технологии, ты успеваешь научиться чему-то, а через год это уже никому не нужно, это морально старо и не отвечает потребностям рынка, в том числе и рынка рабочих мест..
Если становиться специалистом, способным обучать других, важно, насколько это только возможно сузить область, чтобы ответить на каждый вопрос. Проще учиться у нескольких специалистов, обладающих глубинными знаниями, а не у одного, с поверхностными...
|
| наверное, но это точно того стоит?)) всё равно же все те 3 суперспеца не смогут сделать из тебя суперспеца по своим всем 3м направлениям, и ты станешь тем, от образа кого только что хотела уйти)
Что касается конкурентоспособности, и возможности ее улучшить, то здесь, я думаю, индивидуально...Если не может человек, значит нет желания, целей или стремления. Нет слова "не могу", есть "не хочу" или "не надо мне это". В конце концов у нас есть библиотеки, их еще никто не отменял.
|
| Про это я, в принципе, уже чуть выше написал. Желание есть, а запыленные книги 100летней давности уже не актуальны. Или: просто не хватает времени на то, чтобы прочитать даже суперсовременную литературу, или, как вариант, пока ты её читаешь, уже она устаревает и проворный зарубежный автор уже выпускает книгу по новой технологии.. и так по кругу. Вся жизнь -- погоня, только вот кто за кем бегает?..
Что касается оценок...Не считаю себя достаточно подготовленной в этой области, чтобы оценивать и строить прогнозы. все вышеизложенное, это скорее мое суждение, на основании субъективной оценки окружающей действительности...
|
| выучила урок что ли? молодец, содись. 5!;D
|
Авторизован |
|
|
|
Ласка
Модератор форума
|
|
Re:Система образования в РФ
« Ответ #3 Время отправления: Воскресенье22 September 2005г, 20:52:59 »
|
|
Нет, что знания нужны и их нужно передавать -- так не стоит вопрос, тут проблема как раз в том, что мир так быстро развивается, что учебники, по которым учатся в школах, для примера, актуальны. ......в школах дают то же, что давали их отцам и отцам их отцов и тд.. |
| Тут ты наверное перегнул. Понимаешь, знания-то они накапливаются со временем. А если тебе в первом классе начать про синусы рассказывать, ты вряд ли поймешь, что происходит. Я говорю о том, что база, общеобразовательный стандарт можно изменить лишь слегка, а не переворачивать все с ног га голову.
и проворный зарубежный автор уже выпускает книгу по новой технологии.. и так по кругу. Вся жизнь -- погоня, только вот кто за кем бегает?.. |
| Ну, прям, только что ты меня очень удивил Типа мы от Запада только в этом и отстаем? У нас все класно, а вот книжки... Тут будто грамотной реформы образования не хватает, да и только!? Не забыл, на сколько десятков лет мы в своем развитии от этого самого Запада отстали?(как это не печально)
|
Авторизован |
|
|
|
Duke
Модератор форума
|
|
Re:Система образования в РФ
« Ответ #4 Время отправления: Воскресенье22 September 2005г, 21:04:31 »
|
|
Тут ты наверное перегнул. Понимаешь, знания-то они накапливаются со временем.
|
| в том-то и проблема, что они по сути по-настоящему и не накапливаются, а лишь небольшая их часть оседает на стенках прогресса, вот тогда (лет через 15-20) ты только и узнаешь, что, оказывается, была и такая теория. "За ней будущее" -- скажут дядьки со страниц какой-нить газеты. Отстование...
А если тебе в первом классе начать про синусы рассказывать, ты вряд ли поймешь, что происходит.
|
| понятно, я и не предлагаю пихать синусы в голову 7летних, может, пройдёт время и это станет нормой жизни, но в настоящее время это, очевидно, дурость.
Я говорю о том, что база, общеобразовательный стандарт можно изменить лишь слегка, а не переворачивать все с ног га голову.
|
| Хе, а ты в курсе, как "слегка" этот самый стандарт изменили у нас в стране? и ещё продолжается процесс... представь свою школьную нагрузку, выкинь оттуда процентов 30 и растени на 12 лет. Чувствуешь энтузиазм и бесконечный оптимизм? Я -- нет.
Ну, прям, только что ты меня очень удивил Типа мы от Запада только в этом и отстаем? У нас все класно, а вот книжки... Тут будто грамотной реформы образования не хватает, да и только!? Не забыл, на сколько десятков лет мы в своем развитии от этого самого Запада отстали?(как это не печально)
|
| мы отстаём в экономике серьёзно и это неоспоримо, но говорить, что "у нас все класно" я бы не стал, да и тебе не посоветовал бы..
|
Авторизован |
|
|
|
Duke
Модератор форума
|
|
Re:Система образования в РФ
« Ответ #9 Время отправления: Воскресенье22 September 2005г, 21:31:38 »
|
|
Кажется мне, что эта тема с образованием - очень не простая.
|
| Абсолютно верно, образование -- это стержень, который проходит через жизнь каждого, если так можно выразиться
И я думаю, что обсуждать её имеет смысл в разрезе конкретных примеров на какой-то реальной плоскости, а то может так получиться, что тут будет куча абсолютно непонимающих друг друга людей со своей аргументированной правдой.
|
| если будут предложения -- выкладывай, просто, мне кажется данная тема довольно интересной и любая толковая идея будет как раз к стати
|
Авторизован |
|
|
|
Duke
Модератор форума
|
|
Re:Система образования в РФ
« Ответ #13 Время отправления: Воскресенье23 September 2005г, 07:54:05 »
|
|
На сама деле для того у нас еще и существует высшее образование, чтобы не просто технологиям каким то научить, а именно дать этот образовательный фундамент, и научить человека этим пользоваться. А за технологиями то уже подом приходиться следить во время работы с ними и одновременно подстраиваться под них. А иначе небудет смысла обучаться, поскольку в куче направлений знания устареют к концу обучения.
|
| А ты вообще читал всё сказанное выше? я ж не отрицаю значимость образования, в том числе и высшего, как такового, я просто констатировал факт усложнения отношений между специалистами (включая будущих специалистов) и их "полями деятельности". Просто прогресс так быстро идти не может, а знания и открытия просто остаются не у дел. В итоге лавинообразного роста происходит то, что происходит. И ты подстраивайся-не подстраивайся, в итоге всё равно ты будешь отставать, но вот вопрос на сколько? А вместе с тем учебные планы, расчасовки и пр не могут оперативно адаптироваться, что толь усугубляет. Вот я о чём.
|
Авторизован |
|
|
|
Ласка
Модератор форума
|
|
Re:Система образования в РФ
« Ответ #14 Время отправления: Воскресенье23 September 2005г, 17:00:19 »
|
|
На сама деле для того у нас еще и существует высшее образование, чтобы не просто технологиям каким то научить, а именно дать этот образовательный фундамент, и научить человека этим пользоваться. А за технологиями то уже подом приходиться следить во время работы с ними и одновременно подстраиваться под них. А иначе небудет смысла обучаться, поскольку в куче направлений знания устареют к концу обучения.
|
| Попробую коротко как я поняла: Дают базу, то есть по сути обучают способам, как работать с информацией, следить за прогрессом и самообучаться...
2Duke: Если я все поняла правильно, то ты немного не о том.
« Последнее редактирование: Воскресенье23 September 2005г, 17:01:05 пользователем Ласка »
|
Авторизован |
|
|
|
Страницы: [1] 2 ... 6 Все
|
|
|
|
|
|
|